Насыщение кислородом. Интервью для Russian Business Guide
Общество с ограниченной ответственностью «Арника-Пром-Сервис» — единственное предприятие в Иркутской области, которое производит медицинский кислород в промышленных масштабах и снабжает им лечебные учреждения региона.
На данный момент мощности предприятия позволяют выпускать около 16 тонн кислорода в сутки, что не покрывает полностью потребности на этот газ. Компания приступила к реализации масштабного инвестиционного проекта, который позволит увеличить объем производства медицинского кислорода до 40 тонн в сутки. Более того: в планах компании — модернизация и оптимизация всей системы снабжения кислородом лечебных учреждений Иркутской области. О том, как идет реализация проекта и как будет трансформироваться система снабжения, мы побеседовали с коммерческим директором «Арника Пром Сервис» Николаем Артемьевым.
Николай Николаевич, чем было вызвано решение переоборудовать свой завод для увеличения объемов поставки медицинского кислорода?
— Безусловно, к этому решению подтолкнула ситуация, которая сложилась во время пандемии. Ведь что такое производство кислорода? Это процесс, который идет по определенному регламенту. Машина работает заданное количество часов, затем ее надо остановить и обслужить: поменять масло, поршневые кольца, просушить перлит. После остановки она должна оттаивать до 8 часов. В пандемию мы не останавливали производство. Более того, мы же производим не только медицинский, но и технический кислород, а также другие газы для промышленных предприятий.
Мы были вынуждены остановить все отгрузки технического кислорода и его производство, весь транспорт пустить только на обеспечение медицинских учреждений. И все равно собственного кислорода не хватало. Запросы от больниц доходили до 40 тонн в сутки. Мы собственными силами закупали транспортные емкости и автомобили для их транспортировки, всячески поддерживали свое производство. Везли откуда только можно. И тогда мы сами вышли с предложением в правительство Иркутской области о том, что необходимо увеличить производственные мощности, которые позволили бы производить 40 тонн кислорода в сутки.
Нас поддержали. Фонд развития промышленности (ФРП) принял решение о софинансировании проекта по увеличению производства медицинского кислорода. ФРП софинансирует проект на сумму льготного займа в 140 млн рублей на пять лет при ставке 1% годовых на первые три года и 3% — на два последующих. Общая стоимость — около 300 млн руб. К данному моменту мы уже получили денежные средства закупили необходимое оборудование, и сейчас идет завершающая стадия монтажа. Пробный пуск планируем провести к лету 2022, а осенью выйти на полноценный режим. Таким образом, дефицита кислорода в области не будет.
Но есть другой важный момент — у больниц должна быть возможность принять этот кислород. Если осуществлять поставки в стандартных газовых баллонах, то возникают проблемы Под их размещение нужны площади, нужен баллонный парк, которого у медиков просто нет. Поэтому мы используем для поставки в ЛПУ криогенные баллоны, позволяющие снабжать медицинские учреждения кислородом более эффективно.
Почему использование криогенных цилиндров выгоднее, чем стандартных газовых баллонов?
Ранее весь медицинский кислород поставлялся в лечебные учреждения в газовых баллонах в газообразном состоянии и под давлением в 150 атмосфер. Это весьма затратное мероприятие: сам такой баллон весит 63 кг, а кислород, который находится внутри, — всего 8 кг, т. е. массы нетто и брутто отличаются в разы; и для того чтобы обеспечивать лечебные учреждения медицинским кислородом, нужны были многотоннажные автомобили, грузчики. Кроме того, перевозка таких баллонов относится к транспортировке опасных грузов, их эксплуатация небезопасна, так как если такой баллон упадет, то взрыв может привести к значительным разрушениям.
Криогенные цилиндры — совсем другая история. Для нашей страны криобаллоны — относительное новшество в сфере газовой промышленности, в то время как в передовых странах, например, в Германии с ее развитыми технологиями, в Японии с ее дефицитом пространства, уже достаточно давно перешли на хранение и перевозку кислорода не в газообразном, а в жидком состоянии, в том числе в криогенных баллонах. Такой криобаллон представляет собой, если использовать бытовое сравнение, некое подобие термоса из нержавеющей стали, так как обычная сталь не выдерживает температуры жидкого кислорода. Внутри цилиндра в межсеточном пространстве размещен высококачественный теплоизоляционный материал и создан вакуум. В такой емкости рабочее давление составляет 8–16 атмосфер против 150 в стандартных. Таким образом, исчезает необходимость работать с кислородом под опасным давлением в громоздких и тяжелых газовых баллонах, что существенно улучшает показатели по технике безопасности.
Один криогенный цилиндр заменяет двадцать пять 40-литровых газовых баллонов, что значительно сокращает расходы на логистическую составляющую, ведь один такой 200-литровый криогенный баллон можно увезти даже в пикапе, и позволяет отказаться от масштабных погрузочно-разгрузочных работ.
Во-вторых, обычный газовый баллон необходимо проверять каждые пять лет: выкручивать вентиль, осматривать внутреннюю поверхность на предмет коррозии и иных изъянов, в то время как срок службы криогенного цилиндра согласно постановлению Ростехнадзора, составляет 20 лет.
Наконец, криогенные цилиндры выгодны и при самом производстве. Кислород с установок выходит в жидком состоянии в нем же и попадает в криоцилиндр — никаких дополнительных манипуляций производить не нужно: открутил вентиль, наполнил цилиндр. Если же «паковать» кислород в обычные баллоны, то необходимо затратить дополнительные рабочие силы, время и электроэнергию для того, чтобы изменить агрегатное состояние кислорода на газообразное путем его нагревания, а это весьма затратные мероприятия.
Но сегодня пандемия пошла на спад, потребность в медицинском кислороде упала в разы. Имеет ли смысл наращивать мощности?
— Действительно, по сравнению с зимой 2021 года, когда в сутки требовалось по 40 тонн, сегодня в «штатном режиме» нужно 10–15 тонн. Но надо смотреть в будущее. Во-первых, из Китая мы уже получаем информацию о новой волне, мы с вами не можем предугадать, какой силы она будет, — это одна сторона медали. Есть и другая, которая непосредственно связана с нашей деятельностью по обеспечению лечебных учреждений. Мы активно реализуем проект по обеспечению больниц региона стационарным оборудованием, которое позволит бесперебойно снабжать пациентов кислородом. Прежняя система снабжения нуждается в пересмотре.
Почему?
— В процессе обеспечения лечебных учреждений кислородом мы пришли к выводу, что и мы, и медицинские организации несут очень большие расходы. Дело в том, что во многих больницах просто отсутствуют необходимые площади для установки достаточного количества криоцилиндров, к тому же не все медорганизации умеют хорошо планировать. Все это приводит к тому, что у медиков порой «внезапно» заканчивается кислород, приходится довозить цилиндры один, а иногда и несколько раз в сутки. В итоге у нас возрастают трудозатраты и расходы на логистику, да и самим больницам приходится оплачивать дополнительную перевозку.
Между тем есть мировая практика, когда, исходя из среднего месячного объема потребления, устанавливаются газификаторы — большие хранилища, которые можно заправлять всего один раз в месяц. Подобные емкости устанавливаются на территории лечебного учреждения, но не внутри здания, а снаружи таким образом, снимается проблема нехватки площадей. Такой газификатор подключается к действующей системе газоснабжения больницы, и путем нехитрых манипуляций с регулировкой трубопроводной системы обеспечивается подача необходимого количества кислорода в зависимости от текущих потребностей клиники. Таким образом, всегда есть запас, который к тому же легко контролировать, так как емкости для хранения оборудованы специальными датчиками уровня, которые по сотовой связи ежесекундно передают данные о количестве кислорода нашим диспетчерам, позволяя отслеживать запасы в онлайн-режиме.
Появляется возможность даже без получения заявок от медучреждения следить за наполнением хранилища и прогнозировать спрос, оптимально выстраивать логистику. Да и медики избавляются от забот, не имеющих отношения к их прямой деятельности — лечению. Мы готовы инвестировать собственные денежные средства в закупку такого оборудования. У нас есть специальный транспорт, который доставит газификаторы в лечебные учреждения, мы будем по мере необходимости приезжать и заправлять их.
На данный момент мы сами на свои средства закупили такое оборудование в полном объеме на все лечебные учреждения Иркутской области, у которых есть потребность в этих емкостях. Проект сложный: от лечебных учреждений требуется своевременное предоставление разноплановой документации. Уже три больницы оборудованы подобными емкостями, а всего планируем смонтировать такие хранилища при более чем 20 медицинских учреждениях до конца этого года.
Кроме того, помимо лечебных учреждений, которым мы поставляем медицинский кислород, у нас немало серьезных партнеров, которым мы поставляем технический кислород, так что увеличение производства кислорода точно не будет лишним.
А кто сегодня в вашем пуле заказчиков?
— Фактически это все предприятия, которые работают по резке металла, со сваркой, предприятия по пищевой промышленности, алюминиевые заводы, нефтяные компании, всех не перечислить. И криоцилиндры, которые мы закупили, могут использоваться не только для кислорода, но и для всех криогенных жидкостей. К таким относятся и жидкий аргон, применяемый при сварке, и азот, который используется, например, на предприятиях пищевой промышленности. Наши планы по расширению связаны не только с кислородом, ведь мы производим и поставляем газы в широком ассортименте. Сегодня у нас, помимо кислорода, налажено производство жидкого и газообразного, азота, углекислого газа. Следующий шаг — собственное производство водорода. Также нами закуплено оборудование для производства ацетилена. Кроме того, мы поставляем другие газы и газовые смеси для нужд нашей промышленности, различное оборудование.
В чем ваше преимущество по сравнению с другими поставщиками кислорода и оборудования?
Мы не просто поставляем кислород и емкости для него, а обеспечиваем всю инфраструктуру. С тем же кислородом, так как это наше профильное производство, отлаженная до мелочей система позволяет доставить кислород от воздухоразделительной колонны до больничной койки, медикам не надо заботиться ни о транспорте, ни о баллонах.
Кроме того, для того чтобы эксплуатировать такое оборудование для хранения и выдачи кислорода, особенно импортное, а ближайший для нас производитель — Китай, нужно очень грамотно работать с документами, которые затем примет Ростехнадзор. Ведь если просто привезти такое оборудование и к нему инструкцию на китайском языке, то никто его на учет не поставит. Все поставляемое оборудование мы испытываем в сертификационных центрах, получаем заключение о его соответствии российским ГОСТам и стандартам. Ну и наконец, благодаря наличию собственного представительства в Китае мы хорошо знаем надежных поставщиков, что существенно снижает риски при работе с китайскими партнерами. У нас есть партнеры, которые находятся в приграничной с РФ зоне в Маньчжурии, на их территории можно осуществлять формирование и отправку сборных грузов, чтобы повысить эффективность логистики и понизить ее стоимость. Иными словами, это поставки под ключ — с нами спокойно и надежно.
Источник: Russian Business Guide (май 2022)